Витражные изделия в технике "Тиффани" являются прекрасным украшением квартиры. Можно ли их сделать самому? Да, конечно!
узнать подробности >>
Камин - украшение загородного дома, печь-каменка - основа русской бани. Можно ли их построить самому? Что для этого нужно? Читаем!
узнать подробности >>
Хотите превратить свой дачный участок в неповторимый уголок отдыха? Тогда воспользуйтесь нашими советами!
узнать подробности >>
Часто возникает ситуация, когда вы купили домой новую красивую люстру, а электрик на вызовы не приходит или просто в отпуске, а ждать вы не хотите. Как поступить? Если соблюдать все меры предосторожности, то повесить люстру можно и самому!
прочитать полностью >>
Если вам знакомо такое понятие, как стяжка, то вы наверняка разбираетесь и в том, что такое сухая бетонная смесь, ибо эти два понятия традиционно идут в одной строительной упряжке. Не будем замалчивать о недостатках...
прочитать полностью >>
Неправильно рассчитанная нами стратегия поиска радиатора отопления может привести только к одному: разочарованию. Радиатор в итоге будет выбран далеко не тот, что нам требуется, и он не преминет доказать нам не раз на практике то, что мы – довольно никчемные теоретики.
прочитать полностью >>
Малярные кисти могут быть различной формы, имеют разный тип щетины и изготовлены из разнообразного материала. Различия кистей по форме и остальным параметрам далеко не случайны. Каждый тип кистей предназначается для проведения определенного типа малярных работ...
прочитать полностью >>
Каждый вид обоев, по сути, приверженец и защитник своего особого стиля. Кожаные обои – сторонник стилистики, которую иначе, как настенный престиж и шик, не назовешь. Недаром у истоков «моделирования» кожаных обоев стоят не кто иные, как всем известные, пусть даже понаслышке, несгибаемые крестоносцы.
прочитать полностью >>
Облицовка кафельной плиткой – самый практичный и удобный способ оформления интерьера ванных комнат, а также рабочих поверхностей кухонь. Современный дизайн кафельной плитки позволяет выбрать свой стиль: классический или кантри, хай-тек или под старину...
прочитать полностью >>
Лаки всякие нужны, лаки всякие важны. Но основное правило выбора лака забывать не следует: сначала тщательно знакомимся с характеристиками данного лака, а затем уже приступаем непосредственно к лакированию...
прочитать полностью >>
Керамическая плитка не просто модный декоративный материал - это долговечность красоты в сочетании с гигиеничностью многих помещений, например, кухни, прихожей, коридора, ванной комнаты, холла...
прочитать полностью >>

Главная >> Литература по ремонту и строительству >>

ФОРМОВКА


РУЧНАЯ ФОРМОВКА


Формовка обыкновенного кирпича на большинстве русских заводов производится чаще всего ручным способом, и притом только в теплое время года.
1. Кирпич. Форма делается из досок в виде плоского ящика сообразно форме приготовляемого кирпича. Имея в виду усадку глины при высыхании и обжиге, размеры сырца делают соответственно более; так напр., при усадке невских глин на 1/12 линейных размеров, при заготовлении обыкновенного кирпича, имевшего размеры 6 X 3 X 1 1/2 вершка, форму делали в 6 1/2 X 3 1/2 X 1 3/4 вершка; толщина ее увеличена пропорционально более остальных размеров, так как нашли, что сырец при обжиге сильнее уменьшается в толщину, чем в длину и ширину.
По углам форма скрепляется железом и, кроме того, снабжается рукоятями в виде поперечных брусочков, проходящих сквозь продолженные продольные стенки формы. Дно формы — деревянное, реже железное; ко дну привинчивается клеймо завода, а часто и номер порядовщика, для контроля его работы. Если глина достаточно густа и вязка, то иногда пользуются бездонными формами (пролетками), которые в этом случае обыкновенно далают двойными или даже тройными; при этом порядовщик, выкидывая сразу два или три сырца, не так часто должен ходить на полянку, и работа идет скорее, но требует большего напряжения. Сырец в бездонных формах получается не столь правильный и поэтому, когда он несколько подсохнет, его правят ударами лопатки. При малом формате кирпича (напр., „гончарка", вырабатываемая киевскими кустарями) употребляют формы с 4 и даже с 6 отделениями.
Порядовщик располагается за квадратным столом, имеющим на одном из углов закраину для песка; слева помещается корыто с водою, справа куча мелкого песка; в корыте с водою плавает скалка или правило — брусочек с закругленными ребрами. Сначала порядовщик очищает и посыпает мелким песком стол и форму, предварительно смочив последнюю, затем берет ком глины, объемом несколько более вместимости формы, и валяет из него на столе валек ладонями рук, не загибая в него пальцев, — иначе сырец получится с прослойками, после чего выпрямляет валек на столе стоймя, вбрасывает его в форму и надавливает ладонью; далее, приподнимает форму и, продолжая прижимать ладонью середину, пристукивает каждым концом формы по два раза по столу, чтобы хорошо вышли углы. Избыток глины срезывается скалкой, ведя ее от середины к обоим концам формы, чтобы не перекосить сырец; надо следить, чтобы скалка не была стерта о края формы, иначе сырец выйдет тоньше должного. Затем порядовщик относит форму на место сушки и осторожно выкидывает сырец из формы. Порядовщик изготовляет от 600 до 2.500 шт. сырца в день.
Для получения более плотного сырца при ручной формовке существуют многие приемы. Так, напр., кустари в Тульской губ. уколачивают в форму глину чикмарем — березовой колотушкой, имеющей одну плоскую сторону для уколачивания и застроенный край — для срезания тем же чикмарем, вместо скалки, избытка глины. В той же Тульской губ. кустари иногда сдавливают глину в форме посредством „нажима" - крышки, вращающейся на шарнире и снабженной рукоятью. Иногда, желая иметь более плотный сырец, вдавливают глину в форму подошвой ноги — подпятный способ.
Переход от ручной формовки к машинной представляет работа посредством ручных прессов или тисков, весьма разнообразных по своему устройству. В таком прессе обыкновенно форма вделана в стол и снабжена подвижными дном и крышкою; положив в форму сырец, сформованный в пролетке, закрывают крышку и, посредством системы рычагов, сближают между собою дно и крышку, после чего последнюю открывают и, надавив соответствующий рычаг, поднимают до краев формы ее дно вместо с сырцом, который и сдвигают в сторону. Сжимая глину гораздо сильнее, чем при простой ручной формовке, прессы позволяют употреблять довольно сухую глину, что сокращает продолжительность сушки; кроме того, кирпич получается плотный, прочный и красивый. Главный недостаток таких прессов — медленность работы и необходимость предварительной формовки.
2. Черепица плоская формуется при ручном способе подобно кирпичу. На стол кладется доска, размером более черепицы, или же расстилается холст, на него кладется бездонная форма в виде рамки с ручками, в которую формовщик уминает сбитый им ком глины, сгоняя правилом (линейкой) избыток глины к тому месту, где должен быть шип, и лепит последний от руки; затем вкладывает сверху дощечку с прорезанным в ней отверстием для шипа, переворачивает при помощи холста форму на эту дощечку и, сняв форму, относит черепицу на дощечке сушиться. Для желобчатой и голландской черепицы глиняный ком сперва раскатывается в пласт, толщина которого соответствует толщине черепицы; или же от большого кома отрезают проволокой пласты (блинки) такой же толщины; затем пласт, снизу посыпанный песком, накладывается на форму соотв. очертания и выгибается по ней, при чем для образования шипа глина вдавливается пальцем в имеющуюся в форме вырезку, а получившаяся над шипом ямка в черепице замазывается глиной; края обрезаются проволокой. Для снятия с формы готовой черепицы и относки ее на сушильные полки служит совок (посадник), также имеющий соответственные черепице очертания. При таком способе формовки глиняное тесто должно быть довольно крутое, чтобы можно было поднимать пласт за края, но вместе с тем, глина должна еще сохранять гибкость, иначе пласт треснет при сгибании по форме.
Более сложные виды черепицы формуются в гипсовых формах, посредством прессов (см. далее).
3. Изразцы изготовляются на гончарных заводах, где обыкновенно формовочные помещения достаточно обогреваются теплом от обжигательных печей (горнов), и поэтому формовка, в противоположность кирпичным заводам, может производиться круглый год. У внутренних, ближайших к горну, стен устраиваются полки для сушки изделий; у наружных, под окнами — столы формовщиков.
Для формовки посуды, труб и вообще тел вращения гончары-формовщики пользуются т. наз. кругом. Снаряд этот состоит из вертикальной, приделанной к столу оси, на которую насажены два круга: верхний, на котором лежит формуемое изделие, и нижний, на который формовщик ставит свои ноги и вращает его с требуемой скоростью, а вместе с ним и ось с верхним кругом, прикладывая к кому глины ладони рук или различные шаблоны; таким образом снаряд этот работает на подобие вертикального токарного станка.
При формовке изразцов и т. п. предметов, не представляющих собой тел вращения, нет надобности пользоваться кругом; тем не менее мастера работают и изразцы чаще всего на кругу, отчасти по привычке, отчасти потому, что он облегчает поворачивание формуемого изделия, сокращая число необходимых для этого движений мастера.
Тело (доска) изразца и румпа приготовляются отдельно и затем примазываются друг к другу. Глина обыкновенно смешанная во время отмучивания с мелким, просеянным порошком обожженного кирпича или бракованных гончарных изделий для уменьшения усадки, и затем подсохшая в кучах, тщательно переминается ногами и еще раз подсушивается на кирпичах.
Для формовки доски ординарного изразца формовщик либо вдавливает прямо ком глины в бездонную форму-рамку, как при формовке плоской черепицы, либо отрезает проволокой пласты, как описано выше для голландской черепицы и, вложив такой пласт в форму, раскатывает его скалкой, или уколачивает деревянной колодкой; доски полуторных изразцов формуются без рамки, при помощи наугольника и правила. Для румпы формовщик сперва сбивает глиняный ком в виде длинной колбасы, затем раскатывает последнюю скалкой на доске и обрезает проволокой в ленту. Иногда глиняная лента для румпы выдавливается поршнем через отверстие требуемого сечения. Приготовив доску изразца, формовщик берет эту ленту, ставит ее в согнутом положении на доску изразца, обрезает по длине, примазывает румпу к доске глиной и прокалывает в румпе отверстия. Кончив формовку, мастер накладывает на изразец деревянную дощечку с несколькими прибитыми к ней кусочками дерева или пробками (чтобы не повредить румпу) и опрокидывает изразец на эту дощечку, а с нее — на готовый, обожженный изразец, на котором, как на подставке, и кладется на полку свежесформированный изразец для просушки. Когда он просохнет настолько, что поверхность глины приобретает плотность кожи и его можно брать уже в руки, то изразец правят: кладут лицом вниз на полированную каменную плиту и ударяют по румпе плоской скалкой. Полуторные изразцы, для большей правильности лица, подсушивают сильнее и затем строгают рубанком, при чем замеченные изъяны замазывают глиной. Более сложные по форме изразцы — карнизные, или снабженные рельефными узорами — формуются либо от руки посредством шаблонов, либо в формах, деревянных или гипсовых, пропитанных маслом.
Один мастер формует в неделю до 200 шт. полуторных, или до 350 ординарных изразцов. О нанесении на изразцы глазури (поливы) см. далее.

МАШИННАЯ ФОРМОВКА


При крупном производстве и установившемся сбыте, машинная формовка значительно выгоднее ручной для таких, массами заготовляемых сортов товара, как кирпич, черепица, трубы и т. п., но необходимым условием для ее успешности является правильный выбор типа машины, соответствующего качествам имеющейся глины; для этого лучше всего, ранее, чем заказывать машину, послать на завод, которому будет поручен этот заказ, достаточное количество глины в том состоянии влажности, в котором ее предполагается формовать, для производства предварительных опытов.
Формовочные машины вообще называются прессами. Их можно разделить на две главные группы: к первой относятся прессы, работающие на влажной, пластичной глине, которая продавливается прессом через отверстие требуемого очертания и выходит из него в виде непрерывной полосы или ленты, разрезаемой затем на отдельные куски потребной длины; такого рода прессы называются ленточными.
Ко второй группе относятся ящичные прессы, работающие на более сухой глине, которая с большей или меньшей силою вдавливается ими в полость формы, в особенно сильных прессах этого рода, иногда с давлением до 200—400 атмосфер, формуется глина в виде сухого порошка, чем достигается чрезвычайная плотность массы; сформованные этим способом изделия могут поступать прямо в печь, не требуя предварительной сушки.
1. Ленточные прессы. В них длина продавливается к выпускному отверстию (мундштуку) или действием поршня, или парою вальцов, или же посредством вала с винтовыми лопастями. Поршневые прессы, дающие глиняную полосу ограниченной длины, применяются в редких случаях, напр., для формовки простых дренажных труб (с ручным приводом). Чаще всего встречается тип пресса, имеющего одновременно и вальцы и вал с винтовыми лопастями, при чем последние, на подобие ножей в описанной ранее глиномятке, собственно давят глину к отверстию мундштука, а вальцы подают глину в цилиндрическую камеру (тоншнейдер), в которой вращается вал с упомянутыми лопастями; вальцы заодно уплотняют глину и раздавливают случайные примеси.
Вертикальный выпуск глиняной ленты сверху вниз применяется или при очень жидкой глине (пресс Игнатовича) во избежание оплывания кромок сырца, или при формовке крупных тонкостенных предметов, напр., керамиковых труб большого диаметра, которые могли бы от собственной тяжести деформироваться, лежа на боку. Для формовки таких труб, под мунштуком, выпускающим трубу, подвешивается приемная доска на цепях или снастях с противовесами, таким образом, чтобы она опускалась от легкого нажима на нее глиняной трубы. Для образования раструба, на эту доску кладется деревянный сердечник и кругом его кольцо из полосового железа, и мастер сперва задерживает опускание доски, пока глина, распираемая сердечником, не заполнит промежутка между кольцом и сердечником; далее, при формовке цилиндрической части трубы, доска опускается свободно. На время отрезания трубы проволокой такой пресс обыкновенно останавливают.
Ленточные прессы, благодаря своей большой производительности, доходящей иногда до нескольких десятков тысяч сырца в день, наиболее распространены при выделке простых сортов товара; кирпича простого, лекального, полого, простейших форм черепицы, труб и пр.; на них же отрезаются иногда и куски глины для последующей окончательной формовки в ящичных прессах при выделке изделий, более сложных по форме и требующих большей точности. Кирпич, выделанный на ленточном прессе, всегда легко узнать по тому, что у него поверхности, образованные устьем мундштука — гладкие (иногда слабо волнистые в продольном направлении); только поверхности, получившиеся от разрезания проволокой — шероховаты и имеют дуговые царапины от песчинок, попадавших под проволоку. Гладкость поверхностей — недостаток такого кирпича, и кирпич ручной выделки, шероховатый вследствие обсыпания форм песком, лучше вяжется с раствором.
Более серьезные недостатки, иногда замечаемые в ленточном кирпиче: спиральная слоистость вследствие действия винтовых лопастей тоншнейдера, а также внутренние напряжения вследствие неодинаковой скорости истечения глины из мундштука в центре глиняной ленты и по ее окружности (от трения глины о мундштук); напряжения эти часто проявляются в виде рваных кромок сырца, а также бывают причиной коробления изделий при сушке и обжиге. Недостатки эти устранены отчасти в американских прессах, где винтовые лопасти в тоншнейдере заменены поперечными крыльями, и глина выдавливается в деревянные обсыпанные песком формы, на подобие ручных; однако, производительность этих прессов гораздо менее, чем ленточных.
2. Ящичные прессы вообще состоят из формы или коробки, в которую вдавливается глина посредством поршня или штампа, плотно входящего в коробку. Давление штампу может быть сообщаемо различными приспособлениями: свободно падающим грузом, винтом, системой рычагов, или гидравлическим прессом. Дно иногда соединено с ее стенками наглухо, иногда же делается подвижным и поднимается во время опускания штампа, так что глина спрессовывается одновременно с обеих сторон. По окончании прессования либо форма опрокидывается, вываливая изделие на подставленную доску, либо изделие выталкивается из формы ее подвижным дном и руками сдвигается с формовочного стола.
Наиболее сильное сжатие глины может быть достигаемо в гидравлических прессах. Сухое прессование, позволяя употреблять сухие непластичные глины, имеет еще и ту выгоду, что сухопрессованный кирпич не требует сушки и может идти прямо в печь; однако, обжиг должен быть непременно сильный, до спекания, так как при более слабом обжиге, достаточном для кирпича, сформованного из влажной, пластичной глины, сухопрессованный кирпич далеко еще не приобретает должной связи между частицами. При сильном же обжиге получается масса плотная, весьма тяжелая и прочная.

Вернуться в оглавление книги...



Популярные статьи


   Выбор умывальника для квартиры
Один из важных элементов интерьера ванной комнаты является умывальник. Выбирая его, следует обращать внимание не только на цвет, форму и общую эстетическую привлекательность, но и на практические характеристики, касающиеся монтажа, удобства в пользовании, и доступности в обслуживании. Остановимся на практических характеристиках...
прочитать полностью >>
   Выбираем деревоалюминиевые окна
Дерево - великолепный материал для окон, но дереву необходима защита, ведь само себя оно защитить не сможет, - в отличие от алюминия. Напротив, алюминий не способен аккумулировать жизненно важное тепло «охраняемой» им территории, почему и хорош лишь с точки зрения банальной лоджии или зимнего сада.
прочитать полностью >>
   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...
прочитать полностью >>
   Потолок - украшение дома
Недостатки потолка практически невозможно скрыть, ведь там нет мебели и ковров. Существует огромное количество видов отделки потолка, которые способны удовлетворить не только требования наиболее щепетильного клиента, но и внести определенную изюминку в интерьер Вашей квартиры...
прочитать полностью >>
   Теплый пол
Теплый пол – понятие, знакомое каждому. Разница в том, что кто-то из нас всего лишь слышал о том, что пол бывает «теплым», кто-то его воочию видел, а кто-то, более решительный и расторопный, его приобрел. Начнем с того, что теплый пол – это система...
прочитать полностью >>
   Установка розеток и выключателей
Заключительным этапом монтажа и наладки электропроводки в квартире является установка таких элементов системы как розетка, стационарная лампа, выключатель. Следует сказать, что установка несложная, но требует внимательности.
прочитать полностью >>


Освещение в доме решает различные задачи. Так называемый общий рассеянный свет освещает помещение в целом. Акцентированное освещение выполняет другие функции. Оно выделяет и подчеркивает определенные зоны или предметы в интерьере...
прочитать полностью >>
Безусловно, основная функция у всех дверей одна – надежно закрыть дверной проем. Но, помимо этого, двери могут нести и какую-либо техническую нагрузку: допустим, обеспечивать защиту от пожара. Можно ли разобраться в таком дверном предназначении?
прочитать полностью >>
В настоящее время в качестве альтернативы стандартным окнам строительные компании предлагают так называемые евроокна. Деревянные евроокна намного лучше стандартных по своим качествам и отличаются от пластиковых окон определенными особенностями.
прочитать полностью >>
У краски несколько характеристик. Недостаточно определить только цвет – за ним по цепочке следует глянцево-матовая вариация и возможный блеск краски. Разные пигменты способны по-разному воздействовать на краску...
прочитать полностью >>
Семейство плиток пополнилось новым видом – это стеклянная плитка. На рынке стройматериалов это уникальное изделие появилось сравнительно недавно. Большинство потребителей воспринимает стеклянную плитку, как элемент изысканности.
прочитать полностью >>
Одним из самых популярных среди мастеров инструментов является электролобзик. Ценится он за свою универсальность и простоту в эксплуатации и предназначается для выполнения фигурной, продольной и поперечной резки разного материала.
прочитать полностью >>
Во времена постоянного отключения горячей воды стал самым востребованным и незаменимым бытовым прибором именно водонагреватель. Сегодня производители выпускают множество их моделей...
прочитать полностью >>
Как правильно выполнить монтаж электропроводки? Как подключить кондиционер? Какие выбрать провода? Узнайте об этом!
узнать подробности >>
Хотите сделать перепланировку квартиры? Не знаете, какие документы для этого нужны и где их оформить? Мы расскажем Вам об этом!
узнать подробности >>
У Вас есть дача или загородный дом? Или Вы еще выбираете, какой дом лучше? Тогда несколько полезных советов для Вас!
узнать подробности >>

   При цитировании материалов сайта "Сделаем сами.Ру" гиперссылка обязательна